Школа магии "Изумрудная скрижаль"

Общий раздел => Соломоника => Тема начата: Fr.Baltasar от 17 Апреля 2010, 15:01:55



Название: Ключи Соломона
Отправлено: Fr.Baltasar от 17 Апреля 2010, 15:01:55
Ключи Соломона
    «Ключи Соломона» — знаменитый гримуар, содержащий сведения по демонологии и тайным наукам. Это трактат по теургии, или белой магии, неизвестного автора, впервые обнаруженный в Европе в Средние века. Он нередко встречается в рукописных томах под названием «Ключи Соломона». «Ключ Соломона» был лучшей известной работой в древнем мире, источником всех появившихся потом книг заклинаний и т. д.
Самая старая и наиболее популярная из книг — «The Key of Solomon». Нет ничего удивительного в том, что, согласно одной из легенд, книга была написана самим дьяволом и подарена в X в. до н. э. Соломону — царю Израиля, который хранил ее под своим троном. Соломон был могущественным магом и считался основоположником оккультизма. Говорили даже, что он заставил демонов помогать ему в строительстве иерусалимского храма. Книга стала называться «ключом» по Библии (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 19), где Иисус говорит Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
    Книга и считалась таким ключом — инструментом, открывающим дверь к таинству  мудрости. Первые упоминания о книге датируются 1 веком, но самый старый экземпляр, сохранившийся до наших дней и находящийся в Британском музее, — греческий перевод книги предположительно XII в. Многие другие издания, большей частью на французском и латинском языках, появились только в XVIII веке. Что же содержит эта книга? Языком, напоминающим доктрины астрологии и каббалистики, в ней до мельчайших подробностей описываются все этапы, с помощью которых можно вызвать демона и заставить его выполнять волю заклинателя. Эта магическая книга предписывает ритуалы очищения и пост, которым должен последовать сам маг, прежде чем приступит к заклинанию. В ней даются советы, как правильно выбрать подходящее место и время; одеяния, оружие и магические фигуры, которые могут потребоваться для обряда. Указывается, какие необходимо читать заклинания и как чертить магический круг (внутри него должен стоять маг, чтобы остаться невредимым) и т. д. Духи могли быть вызваны в любом количестве для выполнения любых задач. Однако, в основном, к их услугам прибегали для того, чтобы обнаружить и извлечь спрятанные в земле сокровища. Еще одна книга, также приписываемая Соломону или его дьяволам, некоторыми считалась даже более полезной. Называлась она «Малый Ключ Соломона» («Lemegeton» или «Lesser Key of Solomon») и была разделена на 4 части. В первой части — «Искусство магии» («Goetia») — описывалось, как вызвать семьдесят двух основных демонов и их министров. Во второй («Theurgia Goetia») давались их основные характеристики. В третьей части («Pauline Art») ангелы были пронумерованы каждый своим часом суток и знаком Зодиака. В четвертой («Almadel») описывались восседавшие в вышине ангелы, каждый над своей стороной света — севером, югом, западом и востоком. Как и «Большой Ключ», эта книга предположительно хранилась под троном Соломона; а обнаружена была лишь после его смерти, когда демоны, вероятно, зная, какой вред возымеет их действие, помогли придворным откопать ее.


Название: Re: Lemegeton Clavicula Salomonis или Малый Ключ Соломона
Отправлено: Оксана от 06 Мая 2012, 14:48:01
Lemegeton Clavicula Salomonis или Малый Ключ Соломона

ЦАРЬ СОЛОМОН

     
Самые ранние рукописи "Лемегетона" относятся к XVII столетию. Однако, бесспорно, этот популярнейший сборник текстов по магии имеет более ранее происхождение. Корнелий Агриппа в своей работе "О неопределённости и суетности всех наук и искусств" (De incertitudine et vanitate omnium scientarum et atrium), изданной в 1531 году в Париже, упоминает три из пяти книг "Лемегетона": Ars Almadel, Ars Notoria, и Ars Paulina. Этот перечень был повторен учеником Агриппы Иоанном Вейером в книге "Об обманах демонов" (De Praestigiis Daemonum) в 1563 году. А вслед за Вейером, эти книги упоминает Реджинальд Скотом в своем "Словаре колдовства" (Discouerie of Witchcraft), вышедшем в 1584 году. Очевидно, название "Лемегетон" является попыткой невежественного компилятора перевести на латинский язык название сборника - "Малый Ключ Соломона" (в отличие от более древнего "Большого Ключа Соломона").

"Лемегетон" состоит из пяти частей: Goetia, Theurgia Goetia, Ars Almadel, Ars Paulina и Ars Noforia.

"Гоетия" (Goetia) - содержит перечень 72 злых духов, а также описание магического круга, треугольника и основных орудий, которые использовал в своей магической практике легендарный царь и маг Соломон. Само слово "Гоетия" имеет греческое происхождение и означает волшебство, причем, как правило, "низшего", вредоносного толка. Этим она отличается от "Теургии", которая означала "высшую" магию, направленную на общение с Богом. По своему содержанию Гоетия очень напоминает каталог демонов из "Псевдомонархии демонов" (Pseudomonarchia daemonum), который дан в качестве приложения к книге Иоанна Вейера "De Praestigiis Daemonum" (1563). Своим источником Вейер называет некую рукопись, озаглавленную "Книга о служебных обязанностях духов или Книга высказываний Empto [Императора (?) - прим. перев.] Соломона о князьях и царях демонов" (Liber offlciorum spirituum, seu Liber dictus Empto. Salomonis, de principibus regibus damoniorum). Вполне очевидно, что Вейер получил этот текст до 1563 года. В отличие от "Гоетии", в "Псевдомонархии" Вейера нет печатей демонов, а сами они призываются путем простых заклинаний, а не с помощью сложного ритуала. "Псевдомонархия" и "Гоетия" также различаются порядком следования духов, к тому же в "Гоетии" появляются четыре дополнительных духа (Vassago, Seere, Dantalion, и Andromalius), которых нет в тексте Вейера. Можно предположить, что, дорабатывая "Гоетию", неизвестный компилятор включил в нее также некоторые сведения из работ Реджинальда Скота, "Гептамерона" Петра де Абано, "Трех Книг Оккультной Философии" Корнелия Агриппы.

Теургия Гоетия (Theurgia Goetia) - продолжает описание духов, отчасти - добрых, отчасти - злых. Некоторые материалы этой книги очевидно заимствованы из первой книги "Стеганографии" (Steganographia) Иоанна Тритемия. Хотя большинство печатей духов, приведенных в "Гоетии Теургии", не приводятся в тексте Тритемия, некоторые совпадения все же есть. Однако стоит заметить, что заклинания, которые даны у Тритемия, не соответствуют заклинаниям "Теургии Гоетии". Хотя "Стеганография" была написана Тритемием в 1500 году, издать ее удалось лишь в 1608 году. Впрочем, до этого она имела широкое хождение в виде рукописи.

Арс Паулина (Ars Paulina) - повествует о духах ночных и дневных часов, о духах планет и зодиакальных знаков. Как считает Линн Торндайк ("История магии и экспериментальной науки" 8 тт. 1923-56 гг.), название "Искусство Паулина" означает, что оно было получено апостолом Павлом (Paul), когда в Коринфе он был вознесен на третье небо и приобрел там тайное знание. Текст также имеет некоторые совпадения со "Стеганографией" Иоанна Тритемия (второй книгой) и "Магическим Архидоксом" Парацельса. Роберт Тернер (английский исследователь магии XVII века) упоминает, что видел в Национальной Библиотеке Лондона рукопись "Арс Паулина", относящуюся к XVII столетию.

Арс Алмадель (Ars Almadel) - описывает 20 старших духов, управляющих четырьмя мирами Вселенной. В 1608 году Иоанн Тритемий, в длинном перечне книг по магии, упоминает книгу "Алмадель", приписываемую царю Соломону. Роберт Тернер упоминает рукопись "Арс Алмадель" из Флоренции, относящуюся к XV веку. По мнению Иоанна Вейера, "Алмаделем" звали одного арабского мага.

Арс Ноториа (Ars Notoria) - содержит древние воззвания к Богу и молитвы, переполненные магическими именами. Очевидно, это самая старая книга "Лемегетона". Известно много ее латинских рукописей, относящихся к XIII веку, а, возможно, и еще более раннему времени. По содержанию "Арс Ноториа" напоминает "Заклятую книгу Гонория или Либер Юратус" (Liber Juratus), также относящуюся к XIII веку. Обращения, используемые в "Арс Ноториа" и "Либер Юратус" тесно связаны, и это позволяет предположить, что обе книги восходят к единой устной традиции. Стоит отметить, что "Арс Ноториа" включена не во все манускрипты "Лемегетона". В некоторых рукописях он содержит только первые четыре книги. Первое печатное издание "Арс Ноториа" впервые вышло на латыни в 1620 году в Лионе. А в 1657 году Роберт Тернер издал английский перевод этого текста.

В 1898 году отдельные куски из "Гоетии", "Арс Паулина" и "Арс Армадель" были изданы Артуром Уэйтом в его "Книге Черной магии и Договоров". Как пишет современный исследователь магических текстов Джозеф Петерсон, "к сожалению, книга Уэйта грешит большим количеством неточностей. Его транскрипция и рисунки не заслуживают доверия, а его переводы часто вводят в заблуждение и не точны. Создается впечатление, что Уэйт хотел представить самые худшие примеры, какие только можно было найти в магических текстах, чтобы подорвать доверие к ним". (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).

Впервые полное издание "Гоетии" было осуществлено в 1904 году Алистером Кроули и Макгрегором Мазерсом (Goetia: The Lesser Key of Solomon). Книга была издана со всеми необходимыми примечаниями и дополнениями. Как пишет в своих "Исповедях" Кроули, "Я поручил Мазерсу перевести текст "Малого Ключа Соломона", и первой частью этой работы стала Гоетия. Но он не сумел продолжить дальше, потому как был морально сломлен событиями 1900 года [имеется в виду раскол в Герметическом Ордене Золотой Зари, лидером которого был Мазерс - прим. перев.]. Я добавил перевод заклинаний на Енохианский или Ангельский язык; отредактировал и снабдил примечаниями текст, которому предшествует "Предварительное заклинание", добавил вступительный комментарий, Магический Квадрат (с целью предупредить неправильное использование этой книги) и, в конце, - Инвокацию Тифона".

Стоит отметить, что "Предварительное заклинание или Ритуал Нерожденного" не является составной частью "Лемегетона", а представляет собой переработанный Кроули фрагмент греко-египетского магического папируса (опубликован в 1852 году Чарльзом Гудвином). Данный текст был известен среди адептов Ордена Золотой Зари как ритуал для установления контакта с Высшим Гением, а в 1906 году его использовал сам Кроули для воззвания к своему Святому Ангелу-Хранителю. Позднее он включил его в свою "Книгу Самех" (Liber Samekh)

Полный текст "Лемегетона" впервые опубликован в 2001 году (Joseph Peterson The Lesser Key of Solomon, 2001).

Перевод "Гоетии" осуществлен по изданию Кроули и Мазерса, с использованием издания Джозефа Петерсона. Перевод "Теургии Гоетии" осуществлен по изданию Джозефа Петерсона. Переводы Ars Almadel, Ars Paulina - по публикации Бенджамина Роу.